.

Такое разное море на картинах Ивана Айвазовского

Aivazovsky_portrait_by_Tyranov

Родившийся в Феодосии 29 июля 1817 года, великий русский живописец Иван Константинович Айвазовский, в мире искусства занимает весьма значительное место как великолепный маринист и романтик. Не удивительно, что писал художник преимущественно морские пейзажи, ведь там он провел лучшие годы своей жизни. Прекрасные виды крымской природы вдохновляли его на новые творения. Излюбленная тематика художника — небо, море и бури, также он любил писать на библейские темы.

Ко Дню рождения художника LifeGuide предлагает взглянуть на самые интересные, на наш взгляд, картины мэтра:

 

«Девятый вал» (1850), масло

devyatyy-val-ayvazovskiy+

В мировом искусстве «девятый вал» означает непреодолимую силу, поскольку считается, что именно девятая по счету волна самая опасная. Эта картина показывает беспомощность человека перед стихией. Буйство красок великолепно передает беспощадность и мощь морской природы, которая застает моряков врасплох. А лучи восходящего солнца словно дают им надежду на лучший конец.

 

 Тонущий корабль (1854), карандаш

tonuschiy-korabl-ayvazovskiy+

Обратите внимание на единственную цветную деталь на этой монохромной картине — флаг, который символизирует крошечную надежду на возможное спасение. Картина создает эффект присутствия, когда кажется, что на тебя летят брызги разгневанного и беспощадного шторма.

 

Море, Коктебель (1853), масло

more.-koktebel-ayvazovskiy+

Нить, переплетающая теплые цвета, создает атмосферу спокойствия, при этом сохраняя характер некогда бушевавшего моря. Как же противоречива красота морской природы! Едва скрывшееся солнце, все еще озаряет волны и небо золотом вечерней зари.

 

Волна (1889), масло

volna-ayvazovskiy2

Эта грандиозная работа, сделанная художником в конце своих лет, дает нам понять, что неумолимое море берет свое и надежды на спасение уже никакой нет. 

 

 

Парусник у берегов Крыма в лунную ночь (1858), масло

parusnik-u-beregov-kryma-aivazovskii+

На этой картине море и небо необычайно спокойные. Здесь природа и люди уже не соперничают друг с другом, а наоборот, становятся одним целым.

 

Итальянский пейзаж. Вечер (1857)

italyanskiy-peyzazh-vecher-ayvazovskiy+

Живописное итальянское побережье, мягкие оттенки, легкость и безмятежность — эта картина вызывает только романтические чувства.

 

Хаос. Сотворение мира (1841), масло

haos-ayvazovskiy

Картина, которая показывает момент, когда, согласно библейской истории, создается все живое на земле — вода, первые лучи солнца. Картина столь реалистична, что стихии кажутся вполне настоящими, можно почувствовать воздух и воду. Симбиоз темных и светлых красок символизируют мощь стихий, как вечную борьбу тьмы и света, добра и зла. Силуэт в небе олицетворяет Создателя, который дает понять, что скоро все утихнет и на земле воцарится покой и тишина.

 

Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент (1846), масло

ajvazovskij-georgievskij-monastyr'-mys-fiolent

Одно из самых красивых мест Крыма — мыс Фиолент изображено на этом холсте. Художник построил композицию таким образом, что если смотреть  на картину с разных ракурсов, лунная дорожка будет перемещаться. Георгиевский монастырь был основан в 891 году, с 1475 по 1794 гг.. был в ведении Константинопольского Патриарха. Затем монастырь перешел в ведение Русской православной церкви. Георгиевский монастырь готовил капелланов для Черноморского флота. Его посетили почти все русские цари. А в 1820 году здесь побывал А. С. Пушкин.

 

 Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года (1846), масло

Morskoe-srazhenie-pri-Navarine-ajvazovskij

На этой картине запечатлено событие, прославившее Русский флот — Наваринская битва. Здесь Айвазовский описывает главный эпизод сражения — бой линейного корабля под руководством  капитана М.П. Лазарева «Азова» с главным турецким кораблем.

 

 Хождение по водам. (1888), масло

hozhdenie-po-vodam-ajvazovskij2

Здесь описывается библейский момент, когда Петр усомнился во Христе:

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 25-33

      «В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
      И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
      Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
      Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
      Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
     Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
     И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
     Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий».

 

Позже была написана картина на эту же тематику, можно их сравнить:

 

 Хождение по водам. (1890-е), масло

hozhdenie-po-vodam-ajvazovskij

 

Башни на скале у Босфора (1859), масло

Bashni-na-skale-u-Bosfora-ajvazovskij

Замечательная природа описана на этом холсте. Волны хоть и присутствуют, но все же море остается спокойным. Раскаленное солнце на горизонте, — один из любимых приемов художника, делает воду изумрудной и сверкающей, а камни на берегу — теплыми и светлыми.

 

Черное море (1881), масло

chernoe-more-ajvazovskij2

Второе название этой картины — «На Черном море начинает разыгрываться буря». На ней изображен довольно пасмурный день — надвигаются волны, море волнуется, где-то вдали едва виднеется крохотный силуэт корабля.

И.Крамской о картине «Черное море» как-то сказал, что «на ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

 

 

Вам так же понравится...

    Закрыть